С 16 мая 2024 года по 1 марта 2026 года в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» проходит масштабная выставка «Урал: металл и камень», которая впервые за полвека в Москве так широко представляет авторское ювелирное искусство Свердловска/Екатеринбурга. Это не просто собрание украшений — это настоящий рассказ о том, как природа, наука, искусство и мастерство объединяются в одном регионе, чтобы создать уникальный художественный стиль.
В экспозиции — почти две сотни ювелирных изделий, созданных с 1950-х годов до наших дней. Это кольца, броши, кулоны, серьги, гарнитуры, выполненные из золота, серебра, мельхиора и никеля, инкрустированные уральскими самоцветами: топазами, гранатами, цитринами, аквамаринами, родонитом, малахитом, яшмой, демантоидами. Все эти минералы добываются на Урале — одном из старейших горных массивов планеты, чьи недра хранят богатства, сформировавшиеся сотни миллионов лет назад.
Школьникам будет особенно интересно узнать, что именно на Урале, в посёлке Малышева, находится единственное в России месторождение изумрудов, а ярко-зелёный гранат — редчайший минерал демантоид — до сих пор практически не встречается за пределами региона. Этим камням нет равных по красоте, и уральские мастера научились подчёркивать их природные особенности в ювелирных изделиях. Именно уважение к природе и работа «в союзе» с ней — одна из главных отличительных черт уральской ювелирной школы.
Выставка в Царицыне устроена так, чтобы заинтересовать всех — от юных посетителей до ценителей искусства. Здесь есть интерактивные и тактильные зоны, где можно подержать в руках образцы минералов, увидеть под увеличительным стеклом кристаллы и узнать, как они образуются в недрах земли. Документальный фильм, созданный специально к выставке, рассказывает о том, как работают современные художники-ювелиры, откуда берут вдохновение и какие технологии используют.
Но «Урал: металл и камень» — это не только о сегодняшнем дне. Экспозиция делает акцент и на историческом развитии уральского ювелирного дела. Всё началось ещё в XVIII веке, когда основатель Екатеринбурга Василий Татищев пригласил на Урал мастера-гранильщика из Швеции, чтобы тот обучал русских рабочих обработке камня. С этого момента и началась уральская камнерезная традиция, ставшая основой будущего ювелирного искусства региона.
В середине XX века уральские художники начали создавать авторские украшения, не похожие ни на какие другие. Они участвовали в международных выставках, соперничали с мастерами из Европы и Америки. В 1961 году, например, украшения свердловских художников были показаны в Париже на модной выставке — и получили восторженные отзывы. Один из экспонатов той эпохи — яшмовая брошь «Кавказ» Леонида Устьянцева — сегодня можно увидеть в Царицыно.
Источник: «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»