Российских туристов предлагают защитить от банкротств, как в Европе

Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
19 Ноября 2021

В России предложили создать страховой фонд, из средств которого туристы смогли бы получить 100%-ную компенсацию стоимости несостоявшихся туров при банкротствах туроператоров. С такой инициативой к президенту России Владимиру Путину обратился председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, действительный государственный советник РФ третьего класса Юрий Крупнов. Редакция выяснила, насколько реализуемы его идеи.

«Произошедший 12 ноября т. г. дефолт известного туроператора “Музенидис Трэвел”, который официально заявил о невозможности исполнения своих обязательств перед 27 тыс. российских граждан на общую сумму в 1,5 млрд руб., как, впрочем, и предыдущие аналогичные случаи с «Натали-Турс» (19 тыс. пострадавших туристов, сумма неисполненных обязательств более 1 млрд руб.), «Капитал -Тур» (1,3 млрд руб.), «Ланта-тур вояж» (194 млн руб.), «Нева» (450 млн руб.) и многими другими, однозначно свидетельствует о том, что нынешнее законодательное и организационно-правовое состояние отрасли туризма в России никак не защищает туриста, оставляя его один на один со стихией рынка и несостоятельными туроператорами», – объясняет проблему отрасли автор письма (есть в распоряжении редакции. – Ред.).

Уровень финансовой защищенности российских туристов Юрий Крупнов оценивает как ничтожный, так как туристы «Музенидиса», исходя из имеющейся фингарантии в 80 млн руб., могут рассчитывать только на 5% от стоимости несостоявшихся туров. Прописанная в законе система показала несостоятельность, о чем уже предупреждали во Всероссийском союзе страховщиков.

Юрий Крупнов обращает внимание, что уже 48 лет в Великобритании работает система ATOL, аналогичная структура создана также в Германии. Немецкий фонд страхования путешествий объединяет туроператоров с оборотом более 10 млн евро, которые обязаны отчислять туда около одной тысячной от стоимости каждого проданного тура.

Никакой проблемы с организацией гарантии имущественных прав российских туристов не существует, делает вывод автор инициативы. Тот факт, что в России система, аналогичная европейской, до сих пор не действует, по его мнению, объясняется нерасторопностью Госдумы, так как там уже полтора года находится законопроект об «Электронной путевке», предусматривающий создание гарантийного фонда на случай банкротств, а также позицией Роспотребнадзора, который негативно отозвался о законопроекте.

Письмо завершается призывом к Владимиру Путину «в срочном порядке вводить институт страхового (гарантийного) фонда прямым указом президента России о страховом фонде защиты российских туристов с определением уполномоченной организации, соответствующей необходимым технологическим и финансово-организационным критериям». По мнению Юрия Крупнова, издание такого указа будет означать, что государство из случая с «Музенидис Трэвел» сумело «быстро извлечь урок и прямо в лице гаранта Конституции Российской Федерации встало на защиту российских туристов и их имущественно-финансовых прав».

Бизнес-омбудсмен Георгий Мохов считает, что ввести у нас в стране механизм, аналогичный ATOL, без возможности постоянного контроля объемов продаж туроператоров и отчислений с каждого реализованного тура, практически невозможно. Сейчас значительное количество транзакций попросту не попадает в отчетность. Механизмом постоянного учета должна была стать «Электронная путевка» – в той идеологии, которая в нее закладывалась в 2014 году. Она делалась конкретно под сверку объемов туроператоров с их финансовым обеспечением. Если бы вследствие разных интриг и прочих препятствий внедрение «Электронной путевки» не отложили в долгий ящик, мы уже в 2015–2016 году имели бы этот инструмент учета и тогда могли бы четко понимать, сколько туров и на какую сумму продано тем или иным туроператором.

По мнению эксперта, не исключено, что до конца года «Электронную путевку» всё же примут законодатели. Однако ее одной недостаточно. Нужен эффективный контроль со стороны государства, ведь и «Электронная путевка» не позволит, например, отследить такие процессы, как использование туроператорами нескольких, а порой и десятков юридических лиц, их периодическая замена, увод части денег напрямую за границу и т. д.

Проблема – в отсутствии финансовой дисциплины у многих участников отечественного туррынка. «Я поддерживаю идею солидарных фондов ответственности туроператоров, которые пополняются за счет отчислений с каждой проданной туруслуги или тура. Но, на мой взгляд, в России было бы разумнее использовать модель резервирования средств, как это уже делается в финансовых организациях. Создать специальные счета, на которых у самого туроператора, но под управлением сторонней государственной организации, например Ростуризма, на особых условиях накапливались бы суммы на случай неисполнения обязательств перед туристами. Деньги с этих счетов можно снять только по решению суда или уполномоченного государственного органа – внешней надзорной структуры», – высказывает предложение специалист.